Главный герой этого выпуска нашей серии материалов об истории необычных домов Москвы — театр Et cetera на Тургеневской площади. Это здание — завсегдатай списков самых уродливых построек Москвы. Причина народной нелюбви — в хаотичной смеси несочетаемых элементов.
Разбираемся, как в историческом центре столицы появилось это нелепое, по мнению многих, здание, кто был автором проекта и что с театром сейчас.
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить отдельный сюжет на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
История театра Et Cetera
Театр был основан в 1993 году актером и режиссером Александром Калягиным вместе с его учениками. Начало творческого пути труппы Et Cetera связано с постановкой «Дядя Ваня» А. П. Чехова, премьера которой состоялась 2 февраля 1993 года на сцене Театра имени А. С. Пушкина. Первые годы театр не имел постоянного помещения и выступал на разных площадках Москвы.
Переломным моментом стала осень 1996 года, когда Et Cetera получил временный дом — бывший конференц-зал в одной из высоток на Новом Арбате. Несмотря на казенный дух этого места, коллективу удалось преобразовать его в настоящую театральную площадку. Однако театр продолжал стремиться к созданию собственного пространства для постановок.
Наконец 30 ноября 2005 года театр отметил новоселье в новом здании на Тургеневской площади. Здание было создано с учетом идей самого Калягина и стало воплощением его мечты «о театре как о доме». Однако новый «дом» понравился далеко не всем.
Здание на Тургеневской площади
Работа над проектом здания началась в 2003 году. Участок под строительство потребовал сноса исторической застройки. Проект разработал институт «Моспроект-4» совместно с компанией «Арконпроект». Среди главных архитекторов были Александр Великанов, Александр Кузьмин и Мария Бэлица. Однако главный автор фасада — Александр Великанов — впоследствии отказался от авторства, подчеркнув, что его роль ограничивалась созданием основной конструкции.
Здание театра выполнено в стиле постмодернизма. Его форма — сложная и многослойная: основной прямоугольный объем прорезается круглой «шайбой», выходящей на фасад двумя дугами. На углу расположена цилиндрическая башня в конструктивистском стиле, напоминающая гвоздь. Вход украшает дворцовый портал, напоминающий элементы декора дворца Бурже. Общая площадь театра составляет 9,5 тысячи м², высота — 8 этажей.
Et Cetera снаружи и изнутри
Фасад здания украшают окна разной формы и стиля. По задумке авторов проекта, такой подход «подчеркивает концепцию театра как места творческих экспериментов и разнообразия жанров».
Интерьеры театра разработаны архитектурным бюро «Левинсон и партнеры». Внутреннее оформление буквально сбивает с ног сочетанием разных эпох и стилей. Например, гардеробные окна оформлены в русском, готическом и модерновом стилях, а кресла в зрительных залах выполнены в 11 различных стилях — от барокко до рококо.
Большой зал театра рассчитан на 525 мест, а малый, названный Эфросовским, — на 120. Здесь также расположены банкетный зал, чайная комната, студия звукозаписи, ремонтные мастерские и пошивочные цеха. Театральный занавес, украшенный золотыми буквами ETC, был специально разработан художником Эдуардом Корчергиным.
В 2013 году было объявлено о строительстве второго корпуса театра. Проект дорабатывали несколько раз и окончательный вариант утвердили в 2015 году. Новый корпус, строительство которого началось в 2017 году, будет включать фойе, гардероб, буфет, репетиционные и складские помещения. После открытия нового здания главный вход планируют перенести на Тургеневскую площадь.
Критика
Архитектура театра Et Cetera на Тургеневской площади вызвала неоднозначную реакцию как архитектурного сообщества, так и обычных горожан.
Например, архитектор Григорий Ревзин сравнил постройку с «цирком шапито» и «студенческой работой на тему авангарда 20-х». Однако Александр Калягин был убежден, что здание театра должно выделяться, обещая зрителям праздник уже своим внешним видом.
Архитектор Юрий Григорян, участвовавший в процессе утверждения проекта, вспоминает:
— На архсовете мы давали им огромное количество советов, как упростить, минимизировать зло.
Григорян также отметил расхождение взглядов архитекторов и художественного руководителя театра Александра Калягина.
— Здание мы советовали сделать максимально скромным, — вспоминает Юрий. — Однако это совершенно не входило в планы художественного руководителя театра, который, наоборот, хотел, чтобы оно выглядело побогаче и более вычурно.
И всё же, несмотря на все разногласия, архитектор допускает, что время может изменить отношение к зданию:
— Знаете, обычно страшные здания со временем превращаются в памятники архитектуры. Как это было с Эйфелевой башней, например. Возможно, мы зря пытались успокоить проект, потому что обычно такие решения приводят к тому, что здание становится никаким. А это, кажется, еще хуже, чем ужас.
Театр сейчас
В наши дни театр Et Cetera продолжает свою работу. Здесь можно встретить как классические постановки, так и пьесы современных драматургов. В среднем это около 5 постановок в неделю, что не очень много для крупного театра.
Билеты — от 1500 до 25 000 рублей. Самые дорогие — на первые ряды в праздничные и выходные дни. Если судить по количеству забронированных мест на сайте театра, спектакли пользуются достаточно большой популярностью.
Ранее мы подробнее показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».