
Реконструкция здания затянулась на 6 лет, и только в 2021 году зрители смогли посмотреть кино в обновленном здании
Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади — один из немногих сохранившихся в России кинотеатров начала ХХ века. Он был центром светской жизни столичной знати, потом — главной площадкой для советских премьер, а теперь, отреставрированный, снова принимает зрителей. MSK1.RU рассказывает о том, как был построен «Художественный», о его архитектурных особенностях, прошлом и настоящем.
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Синематограф в России начала XX века
В начале прошлого столетия кино в России было скорее фокусом, чем искусством. На первых сеансах показывали 5–7-минутные короткометражки, часто — без сюжета. Драма была простой и мрачной, комедии, наоборот, калейдоскопом из драк, падений и шуток. Фильмы в то время были без звука, и атмосферу создавали пианисты-таперы. Иногда владельцы кинотеатров озвучивали происходящее голосом прямо из зала, чтобы зрители поняли, что происходит на экране.
Кинотеатры поначалу не строились как отдельные здания, показы шли в садах, торговых галереях. Но уже к 1910-м годам стало понятно, что новый вид развлечений стремительно набирает популярность. В 1916 году в России было продано более 150 миллионов билетов в синематограф — в 10–12 раз больше, чем в театры.

Интеллигенция поначалу сторонилась кино, считая его низкопробным, но кинодеятели стремились изменить этот имидж. Строились настоящие кинотеатры-дворцы — с мрамором, зеркалами и фойе, рассчитанным на состоятельную публику. Одним из таких стал электро-театр «Художественный».
Строительство кинотеатра
Идея построить кинотеатр в районе Арбата пришла предпринимателю Альберту Брокшу. В 1909 году он открыл «Электротеатр Брокша» — первый отдельно стоящий кинотеатр в Москве. Архитектором стал Николай Благовещенский. Первый зал вмещал 450 зрителей.
Однако место быстро стало тесным: кино рвало все рейтинги по популярности. Брокш расширяет участок, и в 1912–1913 годах заказывает проект реконструкции знаменитому архитектору Федору Шехтелю.

Эскиз фасада авторства Шехтеля
Архитектурные особенности
Шехтель, прославившийся модерном, здесь обратился к неоклассицизму — новому стилю времени. Он вписал старый зал в глубину нового двухэтажного корпуса. Фасад получился строго симметричным и почти плоским. Вместо парадного входа, как у театров, — два отдельных входа по краям здания с кассами и выходами во двор. Центральная часть фасада — с четырьмя окнами, унаследованными от старого здания. Декор фасада был экономно-сдержанным, но гармоничным.

Интерьер напоминал классический театр: вестибюль с гардеробом, просторное фойе с буфетом и небольшой сценой для музыкантов, люстры, колонны, даже живые пальмы в кадках. В зале расположились партер, ложи, балконы. Инженерная новинка — железобетон — позволила сделать выносной балкон, увеличив вместимость до 900 человек. Распределение мест позаимствовали из традиционного театра: ложи для знати, партер для интеллигенции, балкон и стоячие места — для публики попроще.

Интерьер главного зала в 1950-е годы
Советское время
После революции «Художественный» был национализирован и стал ключевой площадкой Госкино. Здесь проходили премьерные показы политических фильмов, хроник и агитационных лент. Символом новых идеалов в кино стал «Броненосец Потемкин», премьера фильма состоялась здесь же, в «Художественном». Фасад кинотеатра по этому случаю украсил макет корабля, а билетеров нарядили в матросские костюмы.

После показа первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь» (1931) оркестровую яму зашили, увеличив количество мест. Открылись дополнительные залы, читальня, даже лекционная площадка.
Во время войны в 1941 году здание было повреждено: рядом упала бомба. При восстановлении создали северный фасад со стороны будущего выхода из станции метро Арбатская.
В 1955 году «Художественный» стал первым в СССР широкоэкранным кинотеатром. Экран смогли увеличить, демонтировав старый портал. Тогда же, в разгар кампании против архитектурных излишеств, сняли лепнину и убрали декоративные элементы фасада, театральная изысканность уступила место утилитарности.

Наши дни
1990-е были трудными для всех культурных учреждений. В «Художественном» открылись казино, игровые автоматы, бары. Сохранились ночные кинопоказы — иногда устраивали марафоны по творчеству культовых режиссеров.
Реконструкция кинотеатра планировалась с 2010 года, но началась только в 2014-м. Первый подрядчик — компания «СианСтрой» — сорвала сроки, не выполнила работы, и в 2015 году с ней расторгли контракт. Взыскать неустойку не удалось из-за банкротства подрядчика. В 2016 году кинотеатр передали в аренду до 2036 года компании «Пионер», однако реставрация снова откладывалась из-за финансовых проблем.

В 2019 году к проекту подключился Сбербанк, вложивший более 1 млрд рублей и привлекший подрядчика. Наконец, 2020 году в кинотеатре завершилась масштабная реконструкция. Здание постарались максимально приблизить к изначальному проекту Шехтеля.
Сегодня в «Художественный» может попасть любой желающий, билет в будние дни обойдется около 650 рублей, в выходные — от 750.
Ранее мы показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».