Москва, как и любой мегаполис, постоянно растет и меняется: здесь строят дороги, возводят многоэтажки и бизнес-центры, а пришедшие в негодность дома уничтожают. Далеко не всегда это идет на пользу: если принимать решения о сносе слишком резко, город может потерять немало исторических зданий — к сожалению, именно это здесь нередко случается.
Мы уже писали о том, что снесли в столице Лужков и Собянин. Во время правления каждого из мэров город так или иначе терял свой облик. Например, это произошло после утраты гостиниц «Москва» и «Россия» во время правления бывшего градоначальника.
Позднее, при Собянине, сносили еще и объекты, которые искренне любили горожане, хотя здания не имели ценности с точки зрения архитектуры. Подобное случилось со снесенным киноцентром «Соловей» — москвичи до последнего пытались его спасти.
В этом тексте мы расскажем именно о тех зданиях, которые представляли культурную или историческую ценность, но всё равно попали под бульдозер. Разбираемся, какие постройки в Москве утеряны навсегда.
Ректорский дом
Реставрационные методы Лужкова были очень простыми: всё снести и построить заново. Под бурю «хотели как лучше, а вышло как всегда» попал ректорский домик на Моховой улице.
Здание построили в 1740-х годах: оно входило в комплекс дворцовой усадьбы князей Волконских. В 1802 году дом выкупил Московский университет — долгие годы он был старейшим зданием вуза.
На террасе дома проводили астрономические и метеорологические наблюдения, а в его стенах не боялись экспериментировать физики: многие ученые написали там свои диссертации. Кроме того, здесь располагалась квартира ректора.
Здание даже пережило пожар 1812 года. Находившийся в Москве немецкий профессор Христиен Штельцер лично боролся с пламенем и сумел спасти домик от огня. Позднее оно перестало быть частью МГУ, а снесли его при Лужкове, летом 2000 года, под предлогом аварийного состояния.
Вскоре на его месте вырос новый «ректорский дом». Правда, он мало походит на оригинальный: крышу и вовсе сделали стеклянной. От колыбели российской физики в нем ничего не осталось.
Усадьба Римского-Корсакова
В центре Москвы, на Тверском бульваре, долгие годы находилась усадьба композитора Римского-Корсакова. Памятник архитектуры XVIII века полностью соответствовал своей эпохе: невысокий, изящный, украшенный лепниной, которую можно было с удовольствием рассматривать.
В конце прошлого века усадьбу несколько раз реставрировали, причем с большой любовью: оригинальную лепнину не меняли на копии, а укрепляли и возвращали на место.
В 2001 году что-то пошло не так: целый ансамбль передали под создание «Культурного центра русской старины».
Москвичи долго не могли понять, что скрывается за таким пафосным названием. Однажды на Тверской бульвар приехал бульдозер и всё встало на свои места: «культурным центром» оказался ресторан «Пушкинъ», а усадьбу решили снести ради его строительства.
Сначала снесли аварийные части здания, позднее с лица Москвы стерли и всё, что от него осталось: статус объекта культурного наследия не смог спасти дом.
Вскоре после этого, как часто происходило во время правления Лужкова, на его месте вырос «близнец». Ресторан построили в том же стиле, но он значительно отличается от оригинальной усадьбы.
Фабрика Бахрушиных
Суконную фабрику знаменитой семьи купцов Бахрушиных в Кожевническом проезде снесли в августе 2015 года. Здание дореволюционной постройки защищали многие активисты, архитекторы и предприниматели.
Потомки рода Бахрушиных также обращались к мэру Собянину с открытым письмом и просили не сносить памятник архитектуры, но их запрос не дал результатов.
Бахрушины — династия московских купцов. Семья была очень известной, потому что они заботились о горожанах: больше половины всех своих доходов предприниматели жертвовали на нужны людей. Они открывали и финансировали больницы, приюты и училища как в Москве, так и за ее пределами.
Позднее на сайте комплекса градостроительной политики и строительства Москвы появилась информация о том, что на месте фабрики возведут ЖК бизнес-класса со встроенным детским садом и подземной парковкой.
Последний дом деревни Матвеевское
В 2010-е годы Москва стала особенно интенсивно расти и расширяться во все стороны. В те времена, когда город был не таким большим, на западе располагалась тихая деревня Матвеевское: в середине XIX века здесь было 36 дворов.
К концу столетия через Матвеевское прошла линия железной дороги, после чего поселение разрослось. В состав Москвы оно вошло в 1960 году, а спустя семь лет начался постепенный снос деревни.
Однако последний дом после этого простоял достаточно долго: небольшое здание уничтожили только при Собянине, в 2016 году. Это произошло во время строительства эстакады южного дублера Кутузовского проспекта. Теперь на месте уютного синего домика расположена дорога.
Водонапорная башня
На Ходынской улице возле станции Москва-Товарная-Смоленская стояла водонапорная башня, построенная в 1882 году. Летом 2020 года Госинспекция по недвижимости заявила, что это «самовольно построенный объект». Уже в сентябре башню снесли.
До наших дней она дошла не полностью: сохранилась только нижняя часть башни, которая, впрочем, находилась в хорошем состоянии. В девяностые годы там располагался местный ЖЭК.
Активисты неоднократно отмечали, что здание не стоит сносить: несмотря на солидный возраст, оно было достаточно крепким. Внутри можно было открыть офис или использовать помещение для хозяйственных нужд.
«Зданию с почти полуторавековой историей требовался лишь небольшой ремонт, и ему легко можно было бы найти новое применение»
Доходный дом Варенцова
В Басманном районе больше ста лет стоял доходный дом. Здание построил в 1880 году инженер, предприниматель и писатель Николай Варенцов.
Еще до революции дом передали железнодорожной амбулатории, а после 1917 года в нем находилась ведомственная поликлиника. В ХХI веке он попал в собственность РЖД.
Ничто не предвещало беды, пока в конце 2010-х годов правительство Собянина не запустило проект строительства линии МЦД-2. Чтобы проложить рельсы для нового диаметра, пришлось в два раза расширить железную дорогу между Курским вокзалом и станцией Каланчевская.
Жители района увидели проект уже после того, как начались работы: никакие общественные слушания не проводились, власти просто решили уничтожить архитектурный объект, потому что он попал под линию будущих путей.
В действительности строительству мешала только восточная часть фасада, но здание снесли целиком. Несмотря на протесты активистов, кровлю разобрали в декабре 2019 года, а уже в мае 2020-го дом Варенцова сравняли с землей.
Хладокомбинат № 3
Неподалеку от Павелецкого вокзала больше ста лет располагался памятник эпохи модерна: здание хладокомбината.
В начале прошлого века он стал одним из первых промышленных холодильников Москвы: в 1910-е годы его использовали для хранения ценной пушнины, идущей на экспорт.
Хладокомбинат построил знаменитый петербургский архитектор фон Постельс: похожий промышленный холодильник до сих пор можно увидеть на улице Шкапина в северной столице.
После революции здание продолжало выполнять своей функции вплоть до 2016 года, когда комбинат признали банкротом и продали с аукциона. Новый застройщик решил снести его и возвести на месте архитектурного сооружения крупный офисный комплекс, и в 2021 году хладокомбинат эпохи модерна полностью уничтожили.
И Лужков, и Собянин занимались не только разрушениями: MSK1.RU подробно рассказывал, что построили в Москве два мэра. Правда, результаты их трудов не всегда позитивно воспринимались горожанами: многие москвичи выступали против строительства некоторых зданий.
Также мы писали о том, чем отличаются программы реновации Лужкова и Собянина: бывший мэр тоже занимался заменой жилищного фонда в Москве, но это происходило совсем иначе.
Что еще почитать
Строили дороги и метро, убивали троллейбусы и злили горожан. Как Лужков и Собянин меняли московский транспорт;
от ярости до принятия. Как Лужков и Собянин боролись с мигрантами в Москве;
что стало с «лужковскими» надбавками? Как отличалась социальная политика двух мэров Москвы;
строить гаражи, бороться с пробками и развивать метро. Что обещал москвичам Собянин, когда стал мэром;
реновация лесов. Три истории уничтожения главных зеленых зон Москвы;
Лужкову нельзя, а Собянину можно? Что происходит на Лосином острове, где вырубают деревья ради строительства ЖК.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».