
В здании по сей день проходят встречи писателей и творческие вечера
Центральный дом литераторов на Поварской улице — одно из самых знаковых зданий Москвы. Особняк не просто пережил смену эпох, это настоящий архив культурной жизни России XX–XXI столетий. Готический декор и внутреннее убранство удивительно сохранились, так что даже сейчас, побывав в ЦДЛ, можно окунуться в дореволюционное прошлое.
Необычной архитектуре Москвы мы решили посвятить серию публикаций на MSK1.RU. В предыдущих выпусках читайте о доме «Парус», гостинице «Метрополь», доме «Патриарх», «ажурном» доме, круглых девятиэтажках, «плоском» доме на Таганке и домах-книжках на Новом Арбате.
Строительство особняка
В конце XIX века князь Борис Святополк-Четвертинский решил построить в Москве собственный «маленький французский замок» — и поручил проект архитектору Михаилу Бойцову, известному любителю неоготики. Тот спроектировал здание в стиле французского шато: с башенками, витражами, резными колоннами и потолками, навеянными английским средневековьем.

Дом Б. В. Святополк-Четвертинского. 1890 год
Особняк получился комфортным и продуманным до мелочей — подобающий жилой дом для знати. На первом этаже располагалась «мужская» часть, на втором — «женская». При этом в здании сохранилась удивительная деталь — потайная лестница у входа, через которую дочери князя могли уходить на прогулки без ведома родителей. Такой подход к свободе женщин по тем временам был почти революционным.
Система отопления дома работала за счет каминов, соединенных в сеть при помощи скрытых в стене труб. Кстати, почти все камины сохранились до наших дней. Особняк был не просто нарядным — он был технологически продвинутым.
Архитектурные особенности
Особняк, построенный в конце XIX века, стал одним из самых эффектных образцов модерна романтического направления с элементами неоготики во внутреннем убранстве.


Главный зал здания оформлен в духе английского средневековья. Потолок поддерживают массивные молотковые балки — редкий для Москвы архитектурный прием, вдохновленный Вестминстер-холлом в Лондоне. В этом же зале расположено огромное витражное окно. Зал украшен колоннами, которые, по преданию, вырезаны из контрабандного сандалового дерева — роскошного и редкого материала.
Позднее, в 1950-х, к старому особняку был пристроен новый корпус по проекту архитектора Аркина. Несмотря на строгость форм, здание органично продолжило архитектурную линию дома: сдержанный фасад, козырек над входом и понятная планировка.



Судьба владельцев
История княжеского семейства оказалась насыщенной и немного загадочной. Сам Святополк-Четвертинский славился как авантюрист, охотник и страстный игрок. Поговаривали, что однажды, нуждаясь в деньгах, он украл бриллианты своей жены, которая вскоре таинственно скончалась. Не удивительно, что, по одной из основных версий, князь проиграл дом в карты. По другой он попросту продал особняк, прежде чем окончательно исчезнуть в Южной Африке во время золотой лихорадки.
Новыми владельцами стали граф и графиня Олсуфьевы. Графа современники вспоминали с иронией, он был полной противоположностью бывшего владельца дома: глухой, лысый, но усердный — в гусарском мундире и с саблей, волочащейся за ним с громом. Атмосфера светских приемов при Олсуфьевых сменилась на более традиционную.

Советское время
С установлением советской власти здание перешло в распоряжение Союза писателей. В 1934 году здесь, после первого съезда советских писателей, открылся Центральный дом литераторов. Он сразу стал неофициальной штаб-квартирой советской литературной жизни.
В 1950-е годы в особняке писателям стало тесно, и к нему пристроили четырехэтажный корпус, в котором расположились Большой и Малый залы, кафе, бильярдная и служебные помещения.

В разное время здесь выступали Твардовский, Шолохов, Симонов, Окуджава, Зощенко. В залах ЦДЛ спорили о поэзии и политике, устраивали приёмы, читали новые тексты. Здесь же в 1961 году проходила встреча с Юрием Гагариным, и бывали такие знаменитости, как Марлен Дитрих, Ганди, Нильс Бор.
Наши дни
Сегодня Центральный дом литераторов — по-прежнему важная культурная площадка столицы. Большой зал теперь вмещает около 450 человек и оснащен современной техникой. Малый зал сохранил историческую атмосферу, в нем проходят литературные вечера, конференции и творческие встречи.

Здесь же работает ресторан, интерьеры которого восстановленны с вниманием к аристократическому прошлому особняка. В обстановку хорошо вписались аутентичные предметы мебели, лепнина, витражи и другие детали, созданные по проекту Бойцова.
Также в 2017 году в Центральном доме литераторов открылся Московский столичный клуб — первый в России официальный частный клуб. Это закрытое для посторонних и прессы пространство, где собираются политики, представители интеллигенции, лидеры бизнеса, деятели искусства и управляющие высшего звена, чтобы знакомиться, завязывать дружеские и деловые отношения.

Ранее мы показывали интерьеры квартир в московских круглых домах. Кроме того, мы выясняли, сколько стоят квартиры в доме на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также в доме «Патриарх». Читайте и нашу серию статей об истории сталинских высоток.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».