MSK1
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Москве

Погода+14°

пасмурно, без осадков

ощущается как +12

2 м/c,

сев.

758мм 40%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Здоровье Беспорядки в аэропорту Махачкалы интервью «У толпы сознание трехлетнего ребенка»: психолог рассказала о поведении толпы на примере бунта в Махачкале

«У толпы сознание трехлетнего ребенка»: психолог рассказала о поведении толпы на примере бунта в Махачкале

По словам специалиста, агрессия у людей пропадает через 4–8 часов

Психолог рассказала, что толпой управляют детские травмы

В воскресенье, 29 октября, в аэропорту Махачкалы собрались протестующие, которые начали бунт из-за прибытия рейса из Израиля. Редакция MSK1.RU поговорила с психологом-психотерапевтом, психосоматологом, ЭОТ-терапевтом, автором трансформационных игр и обучающих курсов Анной Федоровой о том, как долго держится эффект толпы и зависит ли участие в протестах от темперамента народов.

В Сети много пишут о неких подстрекателях, которые якобы подговорили жителей Махачкалы устроить беспорядки. Возможно ли это в реальности? Есть ли какие-то психологические крючки, приемы, чтобы внушить это людям?

— В реальности это возможно, если подстрекатели существуют (мы этого точно не знаем), но если это так, то такое возможно, если им повезло найти людей, которые не опираются на свое мнение, а берут за основу чужое. Если человек не имеет надежной внутренней опоры, он будет искать внешнюю, и таким образом, подбирая нужные слова, подстрекатели могут манипулировать сознанием таких людей.

«Могут заменять смыслы и убеждать в том, что если они устроят беспорядок, то получат какую-то внутреннюю выгоду»

Эта выгода на самом деле иллюзорна, но люди, которые не имеют внутренней опоры, не умеют отличать иллюзию от реальности. Кстати, подстрекатели сами имеют такой же внутренний механизм, то есть даже если они знают, что обманывают других, они делают это ради своей иллюзорной выгоды. И так же не умеют отличать правду от истины. Это обычно глубокая травматизация личности.

На видео из Махачкалы (как и с любых других протестов) видно, как агрессивно настроены протестующие. Почему люди, в целом адекватные, в толпе меняются до неузнаваемости — бьют силовиков, ломают заборы, раскачивают машины?

— Толпа имеет сознание 3–5-летнего ребенка, в отличие от одного-двух человек. Если люди собираются вместе, появляется эффект, который можно описать как «коллективное сознание», каждый в толпе бессознательно перекладывает личную ответственность на другого человека и открывает свою травму, полученную в возрасте 3–5 лет. В обычном состоянии эта травма скомпенсирована и проявляется от сильных триггеров.

Толпа может сыграть роль такого триггера. Основной паттерн — это подавленная агрессия. В нашей культуре это часто встречается в обычной жизни: когда людям что-то не нравится, они стараются даже не замечать свои чувства. Это не приводит к гармонии внутренней и внешней, но часто создает маску «адекватности».

А в толпе маска уходит, ведь многое разрешается, потому что человек видит, как это делают другие, и легализует насилие, начинает выплескивать то, что годами подавлял в других ситуациях. Причем очень часто злость связывают с насилием, хотя на самом деле это не так. Но именно в этой ситуации она может проявляться через такие негативные действия.

Один из полицейских пытался уговорить толпу разойтись. Есть ли вообще слова для таких протестов, способные повлиять на такое скопление людей? Способные убедить их разойтись по домам или хотя бы успокоиться?

— Вы когда-нибудь пробовали трехлетку уговорить словами, когда он хочет чего-то другого? С ними работают только действия. Или если слова, то связанные с действиями. Эту энергию в идеале хорошо перенаправлять в нужное русло, тогда слова могут помочь. Но для того, чтобы перенаправить энергию толпы через слова, нужен тот человек, которому будет доверять большинство из толпы. Если нападать или угрожать — толпа не будет слушать, вспомните, как реагируют на угрозы дети: они просто протестуют и затаивают обиду, желание мести. То же происходит и со скоплением людей.

Есть ли у толпы некая критическая масса? Начиная с какой численности, с каких действий или обстоятельств группа людей становится толпой и может представлять угрозу?

— Не стоит считать любую толпу опасной. Вспомните про час пик в метро и как часто вы выходили из этой толпы живыми и здоровыми — практически всегда. Поэтому опасность толпы — это не про количество человек. Угрожающей толпа становится тогда, когда она борется против кого-то или чего-то, когда есть чувство единства, что есть «мы, хорошие» и «они, плохие». Тогда включается та самая неуправляемая агрессия. Причем это чувство единства часто именно эмоциональное, редко конкретизировано и структурировано.

Каков «активный цикл» у толпы — как скоро люди устанут всё громить и угрожать расправой и разойдутся?

— Конечно, в какой-то момент люди как минимум попросту устанут физически, закончится энергия в теле и психике. Но это зависит от количества человек в толпе. Энергии у среднестатистического человека может хватить на 2–6 часов, если мы берем время между промежутками пищи.

В момент агрессии человек еще более активно расходует энергию, но может и забыть на время о чувстве голода. Поэтому если мы берем теоретическое время до истощения психических и физических ресурсов, то примерно 4–8 часов.

Вы наблюдали взаимосвязь между участием в протестах и темпераментом отдельных наций и народов?

— У всех людей на планете Земля есть та или иная подавленная агрессия. Но важно различать понятие «протесты» в культуре разных стран. В некоторых странах они законны, и власть прислушивается к требованиям протестующих, поэтому это считается одним из способов выразить свое социальное несогласие.

«В России сложился такой культурный код, когда выражать свое несогласие очень часто бывает нельзя, даже на уровне общения тет-а-тет»

Вспомните родителей, которые говорят своим детям: «Не злись на маму», чем заставляют ребенка подавить свою агрессию уже с раннего детства. Но чувства остаются глубоко внутри. Поэтому накопленной внутренней неосознанной агрессии очень много, и в некоторых случаях она может выливаться в такие беспорядки. А другие народы уже зависят от их культурных ценностей и кодов, там есть свои вопросы у них, связанные с методами воспитания и обращения со своими чувствами.

Учат ли нашу полицию и спецназ работе в таких обстоятельствах с точки зрения психологии?

— Предполагаю, что проходят. Работа полиции и спецназа — тоже работа с людьми. И, конечно же, необходимы знания по психологии, когда они обучаются. Если этого не происходит, то было бы здорово, чтобы психологическую подготовку включали в любое обучение, где идет взаимодействие с человеком, толпой или одиночными — неважно.

Напомним, мы собрали всю важную информацию о протесте в аэропорте Махачкалы в нашем онлайн-репортаже. Ранее мы публиковали откровенный рассказ пассажирки рейса Израиль — Дагестан, которая стала очевидицей бунта. Также почитайте о реакции жителей Махачкалы на прошедшую акцию протеста. Наши корреспонденты побывали в гостинице в Хасавюрте, откуда начались акции протеста.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем