Подводя итоги 2024 года для жителей Москвы, нельзя не упомянуть о программе реновации, которая сейчас в самом разгаре. К нам не раз обращались читатели, чтобы поделиться своим отношением к обновлению жилого фонда: кто-то с нетерпением ждет переезда, другие на новом месте столкнулись лишь с множеством бытовых проблем.
MSK1.RU решил собрать самые яркие истории, связанные с реновацией, за 2024 год. Рассказываем, с чем пришлось иметь дело нашим читателям.
Программа реновации в Москве была анонсирована в феврале 2017 года. В общей сложности она затронет больше 5000 домов (в основном это панельки серий I-510, I-511 и I-515). В домах, подлежащих сносу, сейчас живут около миллиона человек, и больше всего пятиэтажек — на востоке и юго-востоке Москвы в районах Кузьминки, Перово, Северное Измайлово. Бюджет реновации оценивается примерно в 3,5 триллиона рублей. Сама программа разделена на волны: первый этап рассчитан до конца 2024 года, второй — с 2025-го по 2028-й, третий — с 2029-го по 2032 год.
Коммунальные аварии
Прошлый год в Москве начался с аномальных холодов — в январе температура опускалась до -27 градусов. Многоэтажки, построенные по реновации, плохо перенесли такие заморозки: сразу в нескольких домах в разных районах города прорвало трубы с горячей водой, кипятком залило подземную парковку и тротуар у подъездов.
В доме по адресу Архитектора Власова, 2, отказали лифты из-за того, что входные двери не закрывались и не спасали механизмы от холода.
— В подъезде на первом этаже гуляет ветер, холод страшный, — пожаловалась тогда старшая по дому Анна. — Сам дом стоит на пустыре, всем ветрам подвержен. Гул в шахтах лифтов такой стоит, что оглохнуть можно.
Также сразу у нескольких наших читателей в домах по реновации появилась наледь на стеклопакетах с внутренней стороны, они оказались негерметичными.
Запах канализации и протекающие крыши
Проблема, на которую пожаловались MSK1.RU жильцы дома 3-А на улице Жигулевской, очень мешает их спокойной жизни на новом месте. По словам москвичей, во многих квартирах дома регулярно появляется неприятный запах сточных вод.
— Инспекция застройщика проблемы не выявила, говорят, нет никаких запахов, — пожаловалась наша читательница Мария. — Может быть, они удачно попали, конечно, но жильцы продолжают жаловаться, что, например, после дождя в санузлах стоит отчетливый неприятный запах.
Другая проблема, возникающая во время осадков, — постоянно текущие крыши. «Ниагарский водопад», — грустно шутит Мария.
— Как дождь или оттепель, с потолка последнего этажа не просто капает, ручьями течет. Пришлось в конце концов снова до управы дойти, тогда хоть что-то начали предпринимать, — сказала она. — Правда, отговорки тоже постоянно слышим: то не сезон, то материалов нет.
А когда все звезды сошлись, и крышу нам, наконец, подлатали, через два месяца она снова потекла.
Месяцы шума и пыли без надежды переехать
Еще одна громкая история прошлого года случилась с жильцами пятиэтажек в районе Фили-Давыдково. Прямо под их окнами строились многоэтажки по программе реновации: жильцы не могли открыть окна даже в самую жаркую погоду из-за шума и пыли. Некоторые из них писали жалобы на невыносимые условия жизни из-за нарушений в ходе строительства, другие, наоборот, отговаривали соседей от жалоб, предлагали потерпеть. Всё потому, что жильцы верили: их терпение оправдано, ведь они надеялись вскоре переехать в строившиеся дома.
Однако, когда многоэтажки были уже почти закончены, выяснилось, что переезда им ждать еще долго, ведь в эти дома по реновации планируют заселить жителей соседнего квартала, а рядом закипела новая стройка.
— Изначально нам власти обещали переезд в 2024-2025, но потом планы поменялись, мы попали во вторую волну, и ждать, возможно, придется аж до 2028 года, — возмущается местная жительница Анна.
Кроме того, что жильцы пятиэтажек 59-го квартала оказались в эпицентре огромной стройки, их беспокоит то, что людей держат в полнейшем неведении — нет никакой информации, куда и когда они переедут. Ведомства просто отказываются прямо отвечать на их вопросы.
Принудительное переселение
Если герои предыдущей истории мечтают поскорее переехать в новостройку, читатель MSK1.RU Александр, наоборот, голосовал против включения его пятиэтажки в программу реновации. Александр жил в доме 17 на Полярной улице с пожилой мамой и малолетним сыном и никуда переезжать не собирался. Но суд постановил иначе.
— В 2016 году в нашей пятиэтажке провели капитальный ремонт, потратив не один миллион рублей, — рассказывает наш читатель. — Но уже в 2017-м мы узнали, что она попала в программу реновации и подлежит сносу.
Сопротивление Александра не увенчалось успехом: суд постановил принудительно переселить его с семьей в новостройку. Всего за несколько дней им пришлось собрать все вещи и отправиться на другой конец района.
Новый адрес, по которому пришлось переехать семье Александра, — улица Молодцова, дом 25, корпус 1. Жильцы этого дома жалуются, что вокруг нет никакой инфраструктуры, только промзона, а транспортная доступность по сравнению с прежним местом жительства значительно ухудшилась.
— Здесь всё намного хуже, чем было, — сетует Александр. — Там у нас трамвайная остановка совсем близко к дому была, а на новом месте нужно до нее еще на автобусе доехать, который не так уж часто ходит. Да и в смысле качества постройки я уже вижу, что многоэтажки эти уступают советским домам.
Ранее мы обсуждали московскую программу реновации с урбанистом Аркадием Гершманом: читайте, как из хрущевок делают комфортное жилье в Германии. Как могли бы выглядеть панельные дома, если бы власти занялись их обновлением, показал на своих эскизах Станислав Моргун. О других проблемах московской программы реновации мы рассказываем в отдельном сюжете. Напомним, что, как признали чиновники, большинство реновационных человейников превышает норму этажности. Также мы разбирались, можно ли выйти из программы реновации. Читайте, что на этот счет говорят юристы.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».