Недавно в некоторых московских поликлиниках появилась едва заметная табличка с надписью «в целях повышения качества и безопасности ведется аудиозапись приема врача». Источник MSK1.RU в столичной поликлинике подтвердил, что запись во время общения москвичей с врачом действительно ведется. Отказаться от нее нельзя — только идти в суд. Получается, врачебной тайны больше нет? Мы обсудили с сотрудником поликлиники и юристами, как и почему московское здравоохранение нарушает закон об охране здоровья граждан.
Окно в кабинет гинеколога
Наш источник среди столичных врачей общей практики рассказал, что несколько месяцев назад в поликлиниках аудиопротокол ввели как «эксперимент». Врачи не знали о записи приема примерно неделю. Многие пациенты не знают о ней до сих пор — мало кто обращает внимание на неприметную табличку на стойке регистрации.
— Потом сообщили о критериях оценки аудиоконтроля, начались проверки по каждому врачу, — рассказывает источник MSK1.RU.
Микрофон находится в компьютере врача. Закрывать его запрещено. Аудиозапись начинается, когда врач нажимает на кнопку «Начать прием». Заканчивается, когда нажимается кнопка «Завершить прием» или «Отложить прием». Запись анализирует «кто-то где-то» и выставляет врачам баллы. Согласно критериям, врач должен пройти шесть этапов приема: установление контакта с пациентом (его идентификация), сбор информации о пациенте, осмотр, установление диагноза, назначение и рекомендации, завершение приема. Обращаться к пациенту можно исключительно по имени отчеству, запрещено использовать односложные повелительные наклонения («сядьте», «встаньте»).
— Аудиозапись ведется для улучшения качества обслуживания пациентов. Ну, так нам сказали. Обращают внимание на вежливость общения и структуру приема. Сложность для врача здесь в том, что не всегда начало приема совпадает с нажатием кнопки, — добавил наш источник. — Есть приемы лишь для выписки лекарств, лишь для оформления санаторно-курортной карты и прочее. Врачам приходится улыбаться через зубы с хамоватыми пациентами и изображать бурную деятельность там, где она не нужна никому, — делится наш источник.
Руководство поликлиник уверяет, что данные деперсонализированы со стороны пациента. Но это невозможно: во-первых, в случае жалоб для разбирательства теперь используется протокол, во-вторых — врач обязан назвать имя пациента во время приема. Получается, что как минимум человек, который оценивает работу врача по критериям, знает, кто конкретно пришел на прием. А как максимум — главврач поликлиники или заведующий, которые будут слушать запись в случае какой-то жалобы. Не говоря уже о том, что никто не знает, где эти данные хранятся. И насколько безопасно.
— И все врачи против, но у нас тоже никто не спросил. Ни врачи, ни пациенты от этого отказаться не могут — это внутренний распорядок поликлиники, подписанный всем руководством до самого верха, — объясняет врач общей практики.
Коллеги по поликлинике, как рассказывает наш источник, недоумевают, как быть в ситуации, когда прием проходит не в кабинете с компьютером, а в смотровой. Например, у гинекологов. Руководители столичных поликлиник нашли и на это ответ: обещают установить микрофон в смотровых кабинетах урологов, хирургов, проктологов и гинекологов, рассказали они врачам.
Главное, как рассказывает наш источник, особо в работе ничего не изменилось. Врачи, которые вели себя вежливо, продолжают работать также. Как и врачи, чье поведение нельзя было назвать пациентоориентированным — снижение каких-то баллов их не очень волнует.
— Моя работа не изменилась почти никак. Я и ранее вежливо общалась с пациентами. Структуру приема я менять не буду, пока по шапке не прилетит, — уточнил собеседник MSK1.RU. — Но есть одно «но»: мои пациенты пока не заметили табличку об аудиоконтроле — она ровно одна на поликлинику и стоит на ресепшене. Не знаю, какая вакханалия начнется, когда они узнают.
Без согласия никуда
Как добавляет наш источник, что-то сделать с записью пациенту можно только по решению суда. Хотя изначально запись — нарушение закона.
— Если у врача в поликлинике ведется аудиозапись, это может вызывать вопросы о нарушении медицинской тайны. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», информация, полученная на приеме у врача, считается врачебной тайной. Разглашение такой информации допускается только с письменного согласия пациента или его законного представителя, — рассказала MSK1.RU Анастасия Чумак, специалист юридической компании «Интерцессия».
Если пациент не давал письменного согласия на аудиозапись, врачи не имеют права разглашать детали (запись) разговора. В таком случае пациент может обратиться за помощью и защитой своих прав. Ниже Анастасия Чумак приводит несколько возможных действий:
1. Сначала рекомендуется обратиться к администрации поликлиники, чтобы выяснить причины и согласовать удаление записи. При этом полезно иметь доказательства или свидетелей, подтверждающих наличие таблички о записи.
2. Если администрация не предоставляет удовлетворительного ответа или отказывается удалить запись, пациент может обратиться в медицинскую организацию выше уровнем (например, врачебную комиссию или департамент здравоохранения региона).
3. Также возможно подать жалобу в прокуратуру или Росздравнадзор на нарушение закона о медицинской тайне и неправомерную аудиозапись.
4. В случае невозможности урегулировать спор с администрацией поликлиники, пациент может обратиться в суд по вопросу удаления записи и компенсации морального вреда (факт причиненного вреда находимо доказать).
Что еще почитать:
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».