MSK1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Москве

Погода+4°

ясная погода, без осадков

ощущается как 0

3 м/c,

сев.

752мм 33%
Подробнее
USD 92,05
EUR 98,64
Политика Лужков vs Собянин обзор Лужков и Собянин против свежего воздуха. Как два мэра повлияли на экологию Москвы: часть 1

Лужков и Собянин против свежего воздуха. Как два мэра повлияли на экологию Москвы: часть 1

Вспоминаем, как менялась столица и почему жители боролись с решениями властей

Юрий Лужков и Сергей Собянин оказали негативное влияние на московскую экологию. Рассказываем о главных факторах этой проблемы

Юрий Лужков стал мэром столицы в июне 1992 года и занимал этот пост до сентября 2010-го, пока Дмитрий Медведев не уволил его «в связи с утратой доверия президента». На должность главы города назначили Сергея Собянина, который правит Москвой до сих пор.

Мы решили разобраться, при каком градоначальнике в столице жилось лучше, и запустили цикл текстов на эту тему. Сегодня мы публикуем первый разбор экологической политики Собянина и Лужкова, в котором поговорим об уничтожении зеленых зон и электротранспорта в столице.

Вырубка лесов

Эта проблема пришла в Москву в середине девяностых годов, когда город начал особенно активно застраиваться. Чтобы возвести очередной набор многоэтажек, вырубали даже парки и скверы, из-за чего среди жителей столицы начало расти недовольство. Экоактивисты обратились к действовавшему тогда мэру Юрию Лужкову с требованием повлиять на ситуацию, и градоначальник в 1999 году принял закон «О защите зеленых насаждений». Благодаря этому удалось сохранить ряд городских парков, но проблема сохранилась: в том или ином виде вырубки продолжаются до сих пор.

В 2006 году Лужков выступил с неожиданной инициативой и потребовал прекратить застройку «зеленого пояса» вокруг Москвы. То есть зеленые зоны планировалось сохранить именно в Подмосковье, где в нулевые годы началось активное строительство коттеджей.

«Нам нужен свежий воздух для того, чтобы не получить осложнение по здоровью»

При этом мэр столицы не мог напрямую влиять на решение правительства Подмосковья и публичным заявлением Лужкову не удалось добиться результатов. Вскоре бывший мэр предложил объединить Москву и Подмосковье в один регион, но правительство Московской области подвергло эту идею серьезной критике, и объединения так и не произошло.

Как вы думаете, должны ли Москва и Подмосковье быть одним регионом?

Да, это будет гораздо удобнее для жителей
Нет, Замкадье должно остаться в прежнем статусе, не стоит приравнивать его к Москве

Позднее на ситуацию повлияло и упразднение лесничеств в 2007 году: по всей стране тогда вступила в действие лесная реформа, из-за которой система государственной лесной службы фактически была уничтожена. Многие активисты связывали с этим резко возросшее число лесных пожаров, которые не обошли стороной и московские леса.

Летом 2010 года смог от лесных пожаров заполонил практически всю столицу

Нынешний мэр тоже внес свою лепту в ухудшение экологической ситуации в Москве. Так, с 2011 года идет битва активистов за Битцевский лес. В последний раз конфликт вокруг особо охраняемой природной территории разгорелся после заявления московских властей о ее «благоустройстве».

Через лес решили проложить 10 километров ливневой канализации, а также построить там тротуары, теннисные корты, скейт-парки, спорткомплекс и скалодром. На сайте московской мэрии тогда появилось сообщение о том, что «лес нуждается в масштабных работах, которые помогут реабилитировать его экосистему».

Битцевский лес — это второй по величине парк Москвы. По своим размерам он уступает только Лосиному острову

Флору и фауну парка смело можно назвать уникальной: там обитают краснокнижные животные, которые могут серьезно пострадать из-за вмешательства человека. Многие экологи выступали против проведения работ, но в 2021 году, при Собянине, в Москве запустили программу «реабилитации Битцевского леса» — именно так происходящее назвали столичные власти.

С тех пор на территории леса ведутся активные строительные работы: деревья вырубают, тяжелая техника прокладывает асфальтированные дорожки, рядом с которыми устанавливают фонари и выкапывают рвы для кабелей. Активисты регулярно выходят на протесты, но нередко это заканчивается жесткими задержаниями. В других случаях у защитников леса происходят драки со строителями: мы публиковали видео избиения одного из них.

— В конце года заявили, что проект закончен полностью, однако новые работы идут до сих пор, — пожаловался защитник Битцевского леса Сергей. По его словам, уже выполненное благоустройство оказалось сомнительным. Положенный асфальт — далеко не лучшего качества.

— Говорили, что в лесу будут экотропы, дорожки из водопроницаемых покрытий. Что мы увидели? Мы увидели асфальт, положенный просто на землю. Сейчас асфальт «пляшет», по нему невозможно проехать на тех самых самокатах, под которые он клался, — уточнил Сергей.

К сожалению, ситуация вокруг Битцевского леса — далеко не единственная. В конце июня в Госдуме приняли законопроект, который разрешит строительство на особо охраняемых природных территориях. Согласно документу, крупнейшая зеленая зона столицы — Лосиный остров — может перейти в управление городских властей.

На сайте мэра Москвы Сергея Собянина уже появились «планы по реабилитации» заповедной зоны, однако глава города заявил, что строить жилье на территории национального парка не будут. Но местные экоактивисты жалуются на то, что в самом центре Лосиного острова уже возводят многоэтажные дома. ЖК «Сказочный лес» уже даже отображается на картах, однако подобные сообщения градоначальник назвал спекуляциями.

Так выглядит «несуществующий» ЖК на Лосином острове

Активисты беспокоятся из-за плотной застройки: после завершения строительства новым жильцам понадобятся поликлиники и школы, поэтому вырубка заповедной зоны будет продолжаться. Кроме того, на месте стройки уже разбили огромную парковку.

— Естественно, прокладываться будут дороги. Через темный лес проведут освещение — сколько же будет сбитых животных, птиц? — задается вопросом местная жительница Светлана.

Еще одно из самых громких протестных экодвижений в Москве посвящено защите Троицкого леса. Его начали вырубать в январе прошлого года для строительства крупнейшей в Москве школы. Деревья уничтожают также для «благоустройства территории спортивной базы». Мы показывали масштабы вырубки с воздуха — природная зона уже ощутимо пострадала.

Здесь, как и в Битцевском лесу, живут десятки редких видов краснокнижных животных, за сохранность которых беспокоятся экологи. Активисты и местные жители пишут во все инстанции и патрулируют территорию, но у них не получается остановить бульдозеры, которые выкорчевывают деревья. Жители Троицка переживают, что вырубка негативно скажется на экологии в городе. Масла в огонь подливают новости о том, что еще одну часть леса вырубят под строительство метро.

— Проходит бульдозер к каждому дереву и рвет, вырезает, вырубает, выкорчевывает корни, — рассказывала юрист инициативной группы «За сохранение Троицкого леса» Ольга Сластунина.

Неравнодушные люди регулярно выходят на протесты и пытаются помешать вырубке, однако не раз это выливалось в конфликты и драки со строителями. Все новости по этой теме мы собрали в одном сюжете.

«Убийство» экологически чистого транспорта

Если сказать москвичу-старожилу слово «троллейбус», вы, вероятнее всего, услышите в ответ: «Его убил Собянин». Однако мало кто знает, что вымирание этого экологичного вида транспорта началось еще при Лужкове.

Московский троллейбус расцветал в 1970-е годы. Тогда его можно было назвать вершиной транспортной системы города: столичная троллейбусная сеть была самой протяженной в мире. Каждый год появлялись всё новые и новые модели, а в Москве работало большое количество троллейбусных парков и несколько заводов. Но дело шло к 90-м, и картина становилась всё более печальной.

В начале правления Лужкова жуткие пробки мешали общественному транспорту нормально функционировать. Троллейбусы сами по себе очень медленные и неповоротливые, поэтому власти сконцентрировались на других, более актуальных на тот момент транспортных проблемах.

Развитием троллейбусной сети перестали заниматься, но и уничтожать ее никто не планировал — они стали просто существовать. При этом некоторые маршруты всё же укорачивали, чтобы снизить пробки, а в 2005 году закрыли крупный троллейбусный парк на Трубецкой улице — на его месте возвели жилой комплекс.

В советское время многие москвичи пользовались троллейбусами

Собянин невзлюбил троллейбусы сразу: один из его первых документов содержал в себе пункт об их ликвидации в центре города. Спустя несколько лет чиновник заявил, что этот вид транспорта не нужен совсем, и постепенно вместо них стали появляться автобусы.

Троллейбусы исчезали вместе с работами по благоустройству столичных улиц. Их убирали «на время», пока ведется реконструкция, обещая потом вернуть. Но после открытия улиц «рогатиков» на них уже не было.

Таким образом, в Москве исчезла самая крупная троллейбусная сеть в мире. Этот вид транспорта заменили на «экологичные» электробусы, но многие эксперты не видели в этом смысла: троллейбус очень даже хорош в том, что касается экологии. При этом на некоторых маршрутах вместо электробусов москвичи заметили обычные автобусы, что ставит под вопрос истинные цели замены.

Позже в Москве начали менять дизельные автобусы на электробусы и даже затеяли эксперимент с элетрогазелью. Но многие эксперты до сих пор говорят, что этот транспорт — плохая альтернатива троллейбусу, так как эти машины тратят много времени на подзарядку, в то время как троллейбус ездит без перерывов, а также пока непонятно, куда и как утилизировать отслужившие в них батареи. Кроме того, зимой они всё же «пыхтят», так как отопление там работает на дизеле.

Была у чиновников и транспортников еще одна идея — запустить в Москве водоробусы. Но этот проект провалился.

Подробнее о транспортной политике Лужкова и Собянина вы можете почитать в отдельном материале. Кроме того, MSK1.RU писал о том, что построили в Москве два мэра и почему из-за этого ругались люди, а также рассказывал о самых громких разрушениях в столице во времена правления Собянина и Лужкова.

Если же вас беспокоит тема экологии, почитайте историю зоозащитника, у которого власти забрали спасенных им лосят. Помимо этого, на сайте MSK1.RU есть сюжет, посвященный застройке рядом с Ангарскими прудами: местные жители регулярно протестуют против нее.

Живете в Москве или Подмосковье и столкнулись с серьезными проблемами? Расскажите редакции MSK1.RU, что произошло, — мы постараемся помочь.
Звоните круглосуточно+7 982 630 3102
Мы в соцсетях

Что еще почитать

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем